Внеурочная деятельность подростков как средство развития контрольно-оценочной самостоятельности.
Основным
новообразованием подросткового возраста становится формирующееся к концу этого
периода самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь.
Учебная деятельность, которая являлась ведущей в младшем школьном возрасте, в
подростковом возрасте приобретает новый, более высокий уровень - как
деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Учебная деятельность
начинает в этом возрасте приобретать личностный смысл.
Задачи, решаемые подростками в разных
видахдеятельности:
·Научиться
самостоятельно планировать учебную
работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять
целеполагание в знакомых видах деятельности.
·Научиться
осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных
видах деятельности.
·Освоить
разные способы представления результатов своей деятельности.
·Научиться
действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно
поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
·Выстроить
адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные
предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную
картину мира и свою позицию.
·Научиться
адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания,
чувства.
·Научиться
эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми,
осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
Одним из средств, позволяющих
развить
контрольно-оценочную самостоятельность, является организация внеурочной
деятельности подростков. Я считаю, что в
настоящее время для этого есть все условия.
Внеурочная деятельность может быть организована
по-разному. Остановлюсь на организации участия школьников в дистанционном
обучении и интернет - олимпиадах и интернет - конкурсах. При наличии в учебном
учреждении человека, согласного взять на себя функцию организатора такого рода
деятельности и кабинета, имеющего доступ к Интернет, внеурочная деятельность
подростка может быть организована с учётом его познавательных интересов и
запросов.
Например, обучающиеся МОУ СОШ № 15 Советского района
города Волгограда с удовольствиемучатся
в дистанционной школе «5+» (МГУ), готовятся к ЕГЭ и ГИА при помощи портала uztest.ru(лицей №8 «Олимпия» города Волгограда). Обучение при
помощи этих Интернет-ресурсов способствует развитию контрольно – оценочной
самостоятельности, т.к. предусмотрены электронные журналы, электронная
переписка с тьютором или школьным учителем, форумы.
Любому ребёнку, даже самому
слабому,важно, чтобы о его достижениях
знали, им гордились. Ни для кого не секрет, что некоторые ребята имеют
настолько низкую самооценку по предмету, что, в конце концов, перестают им
заниматься. Поправить положение помогут такие олимпиады как «Сократ» (www.develop-kinder.com) и «Интелло» (intello.su), которые не только очень
интересные, развивающие, но и гарантируют получение сертификата всеми
участниками. Для подростка это очень важно.
Невозможно адекватно оценить себя вне
совместной деятельности. Дистанционная многопредметная олимпиада «Интернет –
карусель» (www.desc.ru)позволяет
организовать командные соревнования. И, наконец, подготовится к обучению в
ВУЗах, оценить свои возможности помогут такие открытые олимпиады, как
«Политехник» (fdp-edu.vstu.ru), «Барсик» (barsic.spbu.ru), олимпиады в области
точных наук (olymp.ifmo.ru), входящие в перечень всероссийских олимпиад.
Смею заметить, что это далеко
не полный список мероприятий, способный помочь учителю организовать работу по
развитию контрольно – оценочной самостоятельности подростка в условиях
внеурочной деятельности. И ещё, для большинства детей участие в платных
конкурсах затруднительно в силу разного рода причин, а вышеперечисленными
ресурсами можно пользоваться совершенно бесплатно.
Таким образом, внеурочная деятельность
подростковявляется эффективным средством
развития контрольно-оценочной
самостоятельности.